misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, misc/notification, site/engine, misc/social
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"508990209165326","service":"fb"},{"vk_app_id":"7906102","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"","channel":"","hash_tag":"","service":"twi"}]}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'content_article', action: 'view', content_css_version: '1417703195', social_enabled: 1} ); (function($){ var GA_ID = "UA-41993870-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);

Дельтаклуб AirTengri

Совместные полеты ― парапланы и дельтапланы

26 января 2015 05:00

Наблюдение друг за другом и соблюдение нескольких простых правил имеет большое значение для безопасности совместных полетов дельтапланеристов и парапланеристов.

Автор: DIRK SOBOLL

Дельтапланы против парапланов - я вряд ли когда-нибудь замечал распри подобного рода на старте - как правило, все совсем наоборот. Все помогают друг другу: дельтапланеристы проверяют подцеп, парапланеристы проверяют стропы. Уже в воздухе это обычно превращается в битву за первый термик, и совместные полеты могут быстро стать опасным времяпровождением.

Почему так происходит? У нас больше нет желания помогать другим, или мы недостаточно знаем про характеристики других летательных аппаратов? Эта статья описывает различия дельтапланов и парапланов, чтобы пилоты приняли их во внимание, смогли предсказать ситуацию в воздухе и летали вместе безопасней.

На старте

Многие популярные места сейчас имеют отдельные стартовые площадки для парапланов и дельтапланов. Парапланеристам нужно пространство, даже если они проверили стропы и купол, и расположились в стороне от старта. К примеру, в слабый ветер, парапланеристы должны полностью расправить стропы и купол, а это занимает много места. А дельтапланеристы при этом собирают и проверяют аппарат, проверяют подцеп, выходят на старт и улетают с небольшой задержкой. Поэтому в местах, где нет раздельных стартовых площадок и мало места, не должно быть длительных задержек при старте.

Есть и существенные различия в самом старте: в то время как парапланерист может прервать старт, если что-то пошло не так, дельтапланерист должен думать только о взлёте, как только сделан первый шаг. Здесь, уже парапланеристы должны предоставить время и пространство необходимые пилоту-дельтапланеристу, чтобы он не совершил ошибок до точки невозврата. Одновременно стартовать нескольким пилотам тоже не стоит, так как при этом они вынуждены рассеивать свое внимание и отвлекаться от самого процесса старта, а это может привести к серьезным последствиям.

На дельтаплане скорость отрыва намного больше, и маневренность на малых скоростях хуже. Дельтапланеристам для старта нужно большое, просторное место без препятствий. Парапланеристы летающие близко к склону возле старта, часто недооценивают сколько места действительно нужно дельтапланеристу. Дельтапланеристы нуждаются в большом пространстве для разгона и достижения стабильного полета после старта.

54c5d3f8e06dc.png

 

1. Это может выглядеть безопасно для парапланериста, но дельтапланерист не сможет стартануть пока площадка не будет без  препятствий

Саймон Уинклер, DHV SIV тренер и тест-пилот парапланерист рекомендует:
 
Смотрите на купол только для короткой контрольной проверки.
 
Пилоты должны использовать искусственный горизонт, у нас есть реальный, но им часто пренебрегают. Постоянно смотреть вверх на купол и молиться, чтобы не было сложения, может быть очень опасно. Только по отношению к горизонту мы можем судить что происходит с куполом — по отношению к пилоту, купол всегда более или менее над вами. Вы не сможете предотвратить сложение просто глядя на купол. Случаи, когда во время полета пилот должен смотреть на крыло -  это во время старт и после того (!) как сложение вышло из под контроля. Самая большая опасность пилота, постоянно смотрящего за своим крылом, это то, что он забывает про окружающее. Это похоже на вождение автомобиля: вам нужно следить, куда вы едите, и бросить быстрый взгляд в сторону при изменении курса. Если у вас прокололась шина, вы сначала сконцентрируетесь на вождении, а уже потом опустите окно, чтобы посмотреть, что случилось.
 
54c5d4fe0e102.png
 

2. Пронесло. Если бы это случилось на несколько метров выше были бы серьезные последствия. Столкновение случилось, когда парапланерист внезапно начал делать галсы, а дельтапланерист не смог увернуться.

В полете

Всем понятно, что дельтапланы летают быстрее парапланов. Это не сложно учитывать во время обычного полета, но становится сложнее в термике или турбулентных условиях. Для большей стабильности и лучших характеристик управления в турбулентных условиях, дельтапланеристы летают быстрее, чем обычно. Это приводит к увеличению скорости снижения, но бонус к безопасности полета стоит того. Парапланеристы делают противоположное, регулируют угол атаки применением разных тормозов (активное пилотирование). Если аппарат ныряет вперед, пилот блокирует это тормозами. Если аппарат падает позади пилота, то "отключение" тормозов позволяет ускориться и вернуть крыло, уменьшив угол атаки до нормального состояния.

Различие в скорости становится более очевидным, по мере всё большей турболизации воздуха. В дополнение к этому, время реакции параплана остается более или менее постоянным, независимо от скорости, с которой он летит. И поэтому за пару секунд парапланерист может резко повернуть.

На дельтаплане все по-другому. Чем выше скорость, тем больше расстояние, пройденное во время поворота. Резкое изменение курса полета парапланериста усложняет жизнь дельтапланеристам. Очень важно тщательно наблюдать за тем, что делают все летающие вокруг вас, и не делать резких непредсказуемых маневров во избежание столкновений.

Совместные полеты в термиках проходят проще, если все соблюдают несколько правил. Во-первых, направление вращения: если пилоты уже летают в термике, присоединяйтесь к ним в том же направлении. Посмотрите на радиус поворота других пилотов и подстройте свою траекторию под них. Не делайте никаких резких изменений курса или угла крена. Постоянно наблюдайте за другими пилотами. Относительно наблюдения: у дельтапланеристов ограничено поле зрения из-за лежачего положения. Парапланеристы, которые переживают о деформации купола, должны помнить об этом и смотреть не только наверх. В противном случае, такое поведение заставит пилотов-дельтапланеристов сомневаться в том, были ли они вообще замечены. Если есть какие-то сомнения, громко крикните!

К другим слепым точкам у дельтапланеристов относится обзор сверху и сзади, а у парапланеристов - снизу и сзади. Оба пилота находятся в слепых точках, если дельтапланерист летит ниже парапланериста. Разница в скоростях может привести к пересечению курсов и столкновению. Это особенно опасно во время захода на посадку.

Правила расхождения во время парения вблизи хребта должны всегда учитываться, также надо учитывать, сколько при этом пространства требуется каждому из пилотов. Обычно дельтапланеристы летают дальше от склона, чем парапланеристы, но это зависит от погоды, ветра и рельефа.

54c5d51cb89c3.png
 

3. Пилоту дельтапланеристу нужно много места для глиссады. Какие-либо изменения пол​ета вблизи земли очень опасны. Парапланеристы должны быть внимательней к этому и не препятствовать посадке.

Посадка

Посадка - это второй критический момент после старта. Опять же, существует большое различие в посадке на дельтаплане и параплане, в большинстве из-за разности скоростей, при которых они летают.

Во время посадки у дельтапланеристов есть очень маленькое право на ошибку. Для приземления в желаемую точку надо внимательно контролировать высоту и скорость. Правильно построенный заход на посадку - это огромный плюс для успешного приземления: лишняя высота может быть снижена поворотами, пока не останется сколько нужно. Выполнение этого позволяет скорректировать высоту перед финальным поворотом. После того, когда дельтаплан стабилизирован, пилот расстегивает подвеску, переходит в вертикальное положение и сосредотачивается на точке приземления. Затем, следует снизить скорость до минимальной для выдачи ручки, чтобы полностью остановиться. Для всех этих маневров требуется большое пространство. Ничего не должно ограничивать дельтапланериста при выполнения любого из этих последовательных действий. Изменение курса вблизи поверхности очень опасно, а касание земли законцовками крыла обычно приводит к падению на большой скорости со всеми ее неприятными последствиями.

Парапланерист, совершающий галсы для снижения высоты на крайней стадии посадки, представляет большую угрозу для дельтапланериста выполняющего заход. Также и дельтапланерист, совершающий заход, опасен для парапланериста.

Когда пара- и дельтапланеристы использует одну посадочную площадку, важно, чтобы они по разному строили свою посадочную глиссаду, так, чтобы их пути не пересеклись. Если это невозможно из-за рельефа или препятствий, парапланеристу желательно сделать маленькую спираль, а дельтапланеристу сделать свою снаружи его траектории. Тогда, оба пилота могут наблюдать друг за другом, и у дельтапланериста будет достаточно места для безопасного приземления. От всех пилотов требуется внимательное наблюдение и дисциплина, никакие непредсказуемые изменения курса во время захода совершаться не должны.

Заключение

Несчастные случаи неоднократно сообщаются из мест, где производятся совместные полеты пара- и дельтапланеристов. В таких местах в приоритете должна быть дисциплина, и преобладать осторожность в полете. Позаботьтесь о других пилотах в воздухе, и они позаботятся о вас.

Оригинал: DHV
Перевела: Аида Ершигешова
Библиотека дельтуклуба

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_content_article_149 = new classes.Comment( '#comment_block_content_article_149', { type: 'content_article', node_id: '149', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });

Погода на 31км

Ошибка при получении данных

Комментарии

14 января
Pavel Mn
Прикольная статья, как и все статьи подобного рода: Статья называется "Основные законы аэродинамики". Смешно, но в статье не рассказано вообще ни про один закон аэродинамики ни про основной ни про вспомогательный, вообще ничего! А связано это с тем, что на самом деле нет ни каких законов аэродинамики. Так называемые "законы аэродинамики" - это просто ТРЕП о том, что они есть, а на самом деле ничего нет.
25 августа
Faiwer
Alex Markelov, по вопросам обучения обратитесь, пожалуйста, к странице "Контакты"
24 августа
Alex Markelov
Запишите и меня
18 июля
Pavel Mn
А как вода течет из тонкой трубы в толстую? ведь в толстой трубе скорость ниже - значит давление больше!