Действия спортсмена в особых случаях полёта
Каждый спортсмен обязан знать порядок своих действий в особых случаях полета и систематически отрабатывать их на земле.
Действия спортсмена и РП зависят от характера особого случая и должны быть инициативными, уверенными и, в первую очередь, направленными на сохранение жизни спортсмена.
К особым случаям полета относятся:
- попадание в опасные метеоусловия (сильная болтанка, ветер);
- потеря пространственной ориентации;
- попадание в зону спутной турбулентности от впереди летящего дельтаплана;
- ухудшение состояния здоровья;
- попадание в режимы, при которых дельтаплан непреднамеренно теряет устойчивость и управляемость (штопор, флаттерное пикирование, голландский шаг);
- затягивание в облака;
- вынужденная посадка вне посадочной площадки;
- посадка на воду;
- посадка на лес/дерево;
- посадка в городе/посёлке;
- посадка на строения;
- посадка на линию электропередач;
- частичная поломка дельтаплана в воздухе;
-
кувырок;
- приведение в действие спасательного парашюта;
- столкновения с прочими препятствиями в воздухе или на посадке.
Правило номер один (№1), которого надо постараться придерживаться: Не попадать в особые случаи полёта.
Попадание в опасные метеоусловия
Прежде всего, пилот должен иметь теоретические знания о возникновении турбулентных условий, фронтов и шквалов, уметь определять их признаки и стараться избегать.
Действия спортсмена:
- Определить причину возникновения турбулентности и зону образования грозового облака, тучи, фронта, ротора.
-
Изменить курс полета в сторону наикратчайшего пути выхода из зоны болтанки:
-
перпендикулярно облачности;
-
по направлению движения с поиском зоны минусов и сливанием высоты;
-
против направления движения облаков, в очень редких случаях и только при явном не значительном развитии.
-
-
Устранять крены. Действия спортсмена должны быть не резкими во избежание раскачки дельтаплана по крену и тангажу.
-
Скорость поддерживать наивыгоднейшей. Так же скорость можно держать повышенной, что бы как можно скорее уйти из зоны турбулентности, найти зону минусов и сбросить высоту, если она постоянно растет. Как правило, в такую ситуацию спортсмен может попасть при парении и при полете по маршруту.
-
Если пилот попал в роторную зону, необходимо покинуть ее по кратчайшему расстоянию и стараться не раскачивать аппарат. Если попадание в ротор произошло в момент захода на посадку, ни в коем случае нельзя выдавать ручку от себя, т.к. дельтаплан будет сыпаться. Необходимо набрать скорость и при подлете интенсивно отдать от себя, возможно интенсивнее, чем при обычной посадке. Экранного эффекта при этом скорее всего не будет.
Потеря пространственной ориентации
Потеря пространственной ориентации происходит при попадании в облака, ливневый дождь, сильную дымку, туман и другие условия, при которых не просматривается линия естественного горизонта.
Действия спортсмена:
- зафиксировать свое тело относительно середины рулевой трапеции;
- скорость держать наивыгоднейшей и ждать момента выхода из облаков или появления линии естественного горизонта, наземных ориентиров;
-
при появлении ориентиров, определить своё местоположение и:
- произвести заход на посадку, если вы находитесь вблизи поверхности;
- продолжить полёт по маршруту, предварительно убедившись. что вам более ничего не угрожает.
Попадание в зону спутной турбулентности от впереди летящего дельтаплана
Спортсмен должен знать физическую сущность спутной турбулентности от впереди летящего или стартующего дельтаплана и стремиться пересекать ее перпендикулярно.
Действия спортсмена:
- Создать крен и уйти в сторону.
Ухудшение состояния здоровья
Спортсмен должен следить за своим физическим и психологическим состоянием здоровья. Если перед стартом пилот чувствует недомогание и расстройства, необходимо обратиться к медику, если таковой есть на горе, либо отказаться от полета вообще.
Ухудшение состояния здоровья может привести к потере сознания в воздухе, а это может иметь очень плохие последствия как для вас, так и для тех, с кем вы, возможно, столкнетесь.
При ухудшении состояния здоровья уже в воздухе следует немедленно прекратить полет и произвести заход на посадку. Стоит помнить, что ухудшение состояния здоровья может произойти не только из-за болезни, отравления и пр, но и при продолжительном полете, во время обезвоживания или потере сил.
Попадание в режимы, при которых дельтаплан непреднамеренно теряет устойчивость и управляемость
Действия спортсмена при затягивании в штопор:
- Плавно притянуть ручку управления к себе;
- Выровнять дельтаплан (обычно это достигается перемещением спортсмена в сторону, противоположную возникшему крену).
Действия спортсмена при затягивании во флаттерное пикирование:
- Бросить спасательный парашют;
-
Если вы неможете воспользоваться спас. системой:
- Встать ногами на трапецию;
- Постараться рывком перебросить своё тело назад так, чтобы упеципиться за килевую трубу максимально ближе к хвосту. И повиснуть на ней.
- При призимлении сгруппироваться, постараться зацепиться за стойку максимально ближе к вершине. Землю встречать, по возможности, ногами.
Действия спортсмена при голланском шаге:
- Прекратить резкие движения по крену;
- Плавно отпустить ручку управления до балансирного режима полета.
Затягивание в облака
Данная ситуация может возникнуть при полете под нижней кромкой облаков в условиях сильных восходящих потоков и развивающейся кучево-дождевой облачности.
Действия спортсмена:
- установить скорость немного больше наивыгоднейшей;
- лететь к ближайшему краю облака для вывода дельтаплана из потока;
- ориентирование стараться производить по компасу и треку на GPS-е.
Вынужденная посадка вне посадочной площадки
Данная ситуация может возникнуть при неправильной оценке погодных условий, своих возможностей и харакетристик аппарата. А также при потере ориентации в пространстве из-за тумана, ливневого дождя и пр.
Действия спортсмена:
- выбрать площадку с наименьшим количеством искусственных и естественных препятствий;
- определить направление ветра у земли (по дыму, пыли, деревьям, волнам и т. д. );
- воспользоваться тормозным парашютом, если есть возможность;
- при посадке на посевы и кустарник ринимать верхушки растительности за поверхность земли;
- при посадке на болото или кустарник выбирать участок с наиболее густой растительностью.
Посадка на воду
Действия спортсмена:
- Рассчитать свой курс так, чтобы приводниться по возможности ближе к берегу.
Однако на водной глади очень сложно рассчитать высоту над оверхностью из-за визуального искажения и отражения изображений водной. Поэтому есть несколько возможных вариантов приводнения:
- Приводнение вместе с дельтапланом:
- Перед посадкой сделать глубокий вдох и задержать дыхание.
- После приводнения отсоединить подвесную систему и вынырнуть из-под дельтаплана.
- В случае зацепления за конструкцию дельтаплана не суетиться, а спокойно произвести отцепление и вынырнуть на поверхность.
- Приводнение без дельтаплана:
- Перед приводнением, встать ногами на трапецию и отстегнуть ремни подвесной системы;
- Ппродолжать управление дельтапланом ногами на трапеции;
- При непосредственном приближении к воде, спрыгнуть с дельтаплана. Прыжок нужно стараться совершить не очень высоко от воды, чтобы не травмироваться об водную поверхность, но и не очень низко, что бы не получить травмы от дельтаплана.
- Использование спасательного парашюта:
- Привести в действие спасательный парашют;
- После того, как дельтаплан перевернется, отстегнуть ремни подвесной системы и приготовиться к приводнению;
- Ппосле касания водной поверхности, покинуть площадь дельтаплана, в сторону, противоположную стороне падения спасательного парашюта.
Посадка на лес/дерево
Действия спортсмена:
- выбрать для посадки наиболее густую крону лиственного дерева или плотную группу деревьев одинаковой высоты;
- посадку производить на режиме парашютирования, принимая вершины крон за поверхность земли;
- если вы летите непосредственно на ствол дерева, необходимо как можно больше уменьшить скорость движения дельтаплана, максимально спрятать лицо от веток и, в момент столкновения с деревом, попытаться зацепиться за ближайшие ветви и закрепиться до прихода помощи;
-
после посадки взяться за ближайшую толстую ветвь и оценить своё положение:
- если дельтаплан висит непрочно, и до ствола далеко - ожидайте помощи группы спасения;
- если вы успели прочно зацепиться, или дельтаплан прочно повис на ветвях - попробуйте произвести отцепку от подвесной системы и спуститься самостоятельно. Для этого можно отстегнуть спасательный парашют, бросить вниз и спуститься по его фалу. Или всё равно ожидайте группы спасения.
Посадка в городе/посёлке
Лучше вообще не пытаться перелетать город/посёлок или начинать крутить над ним поток на низкой высоте. Вы должны всегда иметь возможность вылететь из него на нормальную посадку - поле или контр склон. Но если у вас всё таки не получается...
Действия спортсмена:
1. Выбрать наиболее большую открытую площадку, чистую от ЛЭП, заборов и пр. препятствий - стадион, центральная площадь и т.д. Произвести на неё посадку на ограниченную площадку.
2. Выбрать участок густой растительности - парк, кусок леса и т.д. Произвести посадку на лес (это всё же лучше, чем провода).
3. Выбрать наиболее широкую ровную крышу без антенн и прочих сооружений. Произвести посадку на строение (см. ниже).
Посадка на строения
Действия спортсмена:
- выбрать широкую и плоскую крышу без проводов и антенн;
- посадку совершать на ближнюю часть крыши;
- если посадка произошла на дальнем крае крыши, то после посадки оттолкнуться от него и совершить старт для продолжения полета;
- если посадка произведена на покатую крышу, постараться закрепиться за выступы в крыше.
Посадка на линию электропередач
Наиболее правильным был бы совет: вообще не садитесь на линии электропередач. Чтобы максимально себя обезопасить, считайте, что вдоль всех дорог - и асфальтированных, и проселочных - есть ЛЭП. И на всех высоких столбах натянута ЛЭП. И рядом со всеми поседками/строениями должна быть ЛЭП. И по линии раздела полей может быть ЛЭП. Но, если если линия электропередач всё же стала для вас неожиданностью, то следуйте приведенным ниже правилам.
Действия спортсмена:
- Попытайтесь пересечь ЛЭП в районе столба. Если не получается, то:
- Попытайтесь "поднырнуть" под провода. Если не получается, то:
- Приземляйтесь сесть на один из крайних проводов и ни в коем случае не допускайте касания хотя бы еще одного провода, чтобы вас не ударило током.
- Ожидайте команды спасения.
Частичная поломка дельтаплана в воздухе
Действия спортсмена:
- Немедленно осмотреть дельтаплан и определить повреждение;
- Опрелить высоту и, если высота позволяет, воспользоваться спасательным парашютом;
- Если нет возможности воспользоваться спас. системой, то следует встать ногами на ручку трапеции или растяжки под сохранившуюся часть купола и все усилия прилагать для поддержания горизонтального полета;
- Перед ударом о землю напрячь все мышцы и немного согнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.
Кувырок
Для предотвращения кувырка, необходимо периодически осматривать, проверять и настраивать углы антипикирующих устройств, а также стараться держать спидбар в районе грудной клетки, при полностью взведенном полистпассе.
Если кувырок все-таки произошел, необходимо привести в действие спасательный парашют, согласно правил.
Приведение в действие спасательного парашюта
Думаю, что не нужно в очередной раз повторять, что нужно стараться не доводить полет, до того состояния, чтобы приводить в действие спасательный парашют. Но если это все-таки произошло, есть несколько рекомендаций по приведению в действие спасательной системы:
- Перед стартом привести чеку для выдергивания парашюта в полетное состояние. На каждой подвеске это производится по-разному, поэтому обязательно разберитесь с этим заранее.
- Необходимо постараться четко определить ситуацию и положение в которых вы находитесь, понять какой рукой вам лучше выдергивать чеку спас. системы, чтобы наиболее эффективно совершить бросок. Лучше, если это движение будет отработано.
- Бросок должен быть энергичным. Желательно сделать его с размахом, чтобы максимально ускорить раскрытие парашюта. Необходимость энергичного броска обусловлена ещё и тем, что фал парашюта имеет длину 6м, и после броска парашют может запутаться об дельтаплан и не раскрыться, либо раскрыться неправильно.
- Не рекомендуется производить бросок высоко над землей, если условия это позволяют. Это может привести к затягиванию в облако или тучу, если вы попали в грозу или фронт, сносу всей системы (дельтаплан, парашют, пилот) по ветру и посадке глубоко в горах или в небезопасной зоне. Однако, если условия или ваше состояние не позволяют произвести бросок ниже, незамедлительно приведите в действие спасательный парашют.
Методы броска парашюта в разных условиях:
- В обычном летном положении, парашют бросается назад, против направления движения;
- Если вы находитесь в авторотации, необходимо постараться бросить парашют по направлению вращения, чтобы уменьшить возможность наматывания фала на крыло;
- Если вы перевернулись или кувыркнулись, оказались в парусе и продолжаете снижаться как клиновый лист - необходимо постараться бросить парашют в бок, в то момент, когда полукрыло, в сторону которого вы будете бросать, будет находиться в верхней точке. Это делается, чтобы купол, во время раскрытия, не попал в парус дельтаплана;
- Если вы кувыркнулись, и кувырок продолжается - необходимо бросить спасательный парашют и в тот момент, когда увидите землю, опять же, чтобы предотвратить наматывание.
Бывают моменты, когда во время спускания на парашюте, фал парашюта начинает перетираться об трос дельтаплана. Чтобы уменьшить перетерание фала:
- постарайтесь уменьшить амплитуду раскачивания крыла;
- либо постарайтесь подтянуться к карабину подцепа к дельтаплану и отстегнуть дельтаплан, продолжая спускаться в подвеске на парашюте.
Помните, дельтапланерные парашюты не рассчитаны на большую динамическую нагрузку, поэтому нельзя отцепиться от дельтаплана, прыгнуть и привести в действие парашют. Он может порваться.
Столкновения с прочими препятствиями в воздухе или на посадке
Для начала, чтобы предотвратить такую ситуацию, стоит:
- систематически производить осмотр воздушного пространства;
- очень внимательно осматривать посадочную площадку и строить посадочную глиссаду.
Действия спортсмена при столкновении в воздухе:
- Попытаться предотвратить столкновение: отвернуть вправо или влево, уйти вверх или вниз;
- Если столкновение всё же произошло, постараться максимально распутаться и воспользоваться спасательным парашютом.
Действия спортсмена при столкновении с препятствиями на посадке:
- Попытаться встретить препятствие спидбаром или ногами;
-
Воспользоваться одним из методов самостраховки:
- Обвится вокруг стойки как на тренировке, при этом стараться ухватиться за стойку как можно выше, возможно даже, подтянуться к килевой трубе. Хвататься за ту стойку, которая будет дальше от земли.
- Подтянуться как можно выше к килевой требе и встретить препятствие или землю полусогнутыми ногами, что бы уменьшить повреждения, и увеличить амортизацию.
- При неизбежном горизонтальном столкновении с землей, можно полностью отпустить руки, сложить в районе груди и прокачнуться вперед. Однако такой способ лучше применять при небольших скоростях, т.к. во время прокачки можно попасть головой в килевую трубу и получить повреждения.