Советы по использованию тормозного парашюта
Для хороших полётов в Альпах нужно уметь пользоваться тормозным парашютом, ибо с ним вы можете использовать бОльшее количество полей для посадок и, соответственно, летать больше интересных маршрутов.
Конечно, в Альпах можно летать и без тормозного парашюта. При этом существенно повышаются требования к размерам посадочных полей.
Если у вас в подвеске есть карман для тормозника, но нет тормозника - рекомендую его купить. Если тормозник уже есть, но опыта посадок с ним нет - очень советую заранее потренироваться. Тех, кто приедет на курсы с тормозником, но без опыта его использования, Герольф будет настойчиво вдохновлять на его использование, а так как у вас и без того будет много новых задач, вы будете просто тратить себя еще на одну, которую могли потренировать дома.
Итак, как тренироваться.
Возможно, в инете уже есть статьи или инструкции про использование тормозника, я не буду сейчас искать. Напишу основное из головы.
1. Настроить длину стропы тормозника.
Основная стропа тормозника может крепиться к подвеске как сбоку, прямо из кармана (пример - Мойес Матрикс), так и по центру в районе фала подвески (пример - Аэрос Вайпер). Оба варианта хороши. При креплении тормозника к подвеске вы можете отрегулировать длину стропы тормозника, и тем самым сразу задать, как далеко сзади будет открываться тормозник.
Длину стропы каждый настраивает под себя, под свои привычки (к примеру, кто-то любит с тормозником поворачивать, а кто-то только на прямой его бросает, и т.п.), под свою длину рук.
Минусы слишком длинной стропы:
- на маленькой скорости парашют опускается слишком низко и может "цапануть" какой-нибудь забор;
- при поворотах/доворотах парашют на длинной стропе сильнее затягивает в крен со скольжением.
Минусы слишком короткой стропы:
- в "тени" от тела пилота парашют долго открывается (может вообще не успеть открыться)
Также, будьте осторожны с такой длиной стропы, которая обеспечивает положение парашюта прямо вровень с кончиком килевой трубы. При такой длине можно случайно в полёте "надеть" тормозник на килевую. Я про это писала в своём старом блоге, а сейчас эта статья только на английском есть на adventureflying.at.
Кстати, это нормально, когда тормозник "надевается" на килевую уже при полной отдаче ручки на посадке. Плохо только, когда это случается в полёте.
Если у вас вообще никакого опыта с тормозником нет и вы не знаете своих предпочтений, предлагаю поступить следующим образом:
- соберите свой дельтаплан, поставьте его так, чтобы он никуда не улетел (или пусть кто-то страхует за троса);
- оденьте подвеску, подцепитесь к аппарату и повисните в горизонтальном положении (ничего страшного, если будете лежать на земле);
- оттолкните тело от спидбара на почти полную длину рук (как будто вы просто выдали ручку далеко, но всё еще в лётном положении), запомните, где лежит/находится ваша подвеска. (Можно даже не выпихивать на длину рук, а оставить там, где у вас находится ручка в балансире при полностью отпущенном полиспасте.)
- выстегнитесь из подвески, но оставьте подвеску лежать там, где она лежала с вашими вытянутыми руками;
- вытащите тормозник из кармана и разверните на всю длину назад. Положите его так, чтобы конец килевой трубы был чуть дальше, чем клапаны от тормозника. То есть, выравниваем НЕ по верхушке тормозника, которая гладкая и цепляться ей не чем, а по клапанам, которые и могут "надеться" на килевую;
- перевяжите стропу тормозника так, чтобы это стало его стандартной длиной.
Таким образом, тормозник у нас будет чуть короче килевой.
2. Уложить тормозник.
Есть две системы упаковки и выброса тормозника. Одна - вы просто достаете в любой момент тормозник из его кармана, держите (или не держите) его некоторое время в руке и бросаете. Вторая - вы вообще не касаетесь самого тормозника, а дергаете за специальный клапан в кармане, который "выворачивает" карман тормозника и тем самым выбрасывает тормозник наружу.
Минус первой системы:
- теоретически возможно случайно перекинуть тормозник через спидбар спереди (грозит кувырком на низкой высоте).
Минус второй системы:
- невозможно заранее приготовиться и достать тормозник. Вместо этого придется уже у земли убирать руку со спидбара, чтобы дернуть механизм выброса.
У меня первая система, и я предпочитаю её. Конечно, я внимательно слежу, чтобы тормозник никогда не оказывался перед спидбаром.
Для этого на вершину тормозника я привязала петлю, которая и торчит наружу из кармана. Метров за 100 над посадкой я открываю карман тормозника, продеваю большой палец в петлю от тормозника и вытягиваю парашют наружу. После этого руки у меня свободны, я управляю дельтапланом, тормозник болтается на большом пальце и всегда позади спидбара и стоек. Уже на финальной прямой я приотпускаю большой палец (оттопыриваю его), тормозник слетает с него и открывается сзади.
Иногда я решаю, что вмещусь в посадку и без тормозника. Тогда я просто не оттопыриваю палец и сажусь с неоткрытым тормозником на пальце. На ограниченных площадках я предпочитаю всегда иметь тормозник на пальце и уже в последний момент решать, открывать его или нет, чтобы в последний момент перед каким-нибудь забором не убирать руку с трапеции и не тянуться за тормозником.
3. Когда бросать тормозник.
Обязательно, особенно на первых порах, бросать тормозник:
- уже после всех препятствий (а то часто недооценивают сопротивление тормозника, бросают где-то высоко, но за забором/березами/домами, с уверенностью, что забор/березы/дома перелетят, и не перелетают);
- уже на финальной прямой, после всех поворотов и доворотов (немало случаев скольжений в крен на маленькой высоте даже у очень опытных пилотов, которые случаются при использовании тормозника);
4. Когда НЕ бросать тормозник.
- при посадках с попутным ветром;
- при посадках в контр-склон.
В этих случаях вам нужна вся энергия, которую может запасти дельтаплан, и не надо ее терять на сопротивление тормозника.
И, важно,
- НЕЛЬЗЯ бросать тормозник на полном полиспасте на большой скорости. Кувыркнетесь. Бросайте на стандартных посадочных режимах (от 0 до 50% полиспаста).
5. Как бросать тормозник.
Тут есть варианты (достать заранее или в последний момент, и т.п.). Напишу свой вариант.
- заранее, метров за сто до посадки, достать тормозник и держать его на пальце, но обязательно так, чтобы никакая его самая малюсенькая часть никогда не была перед спидбаром;
- сделать заход на посадку;
- после всех поворотов, после всех препятствий, на финальной прямой слегка прибрать ручку (относительно той скорости, на которой вы делали заход);
- выпустить с руки/с пальца парашют (чтобы он улетел назад) и еще слегка прибрать ручку.
Если вы НЕ доставали тормозник заранее и только на финальной прямой решили его достать, то вместо предыдущих двух пунктов будет:
- обеспечив прямолинейный полет дельтаплана, потянитесь за тормозником, достаньте его и бросьте позади спидбара.
- Так как скорее всего вы будете в этот момент лететь на балансирной скорости (иначе вам сложно лететь прямо), то сразу после выброса парашюта приберите ручку на себя (у вас есть пара секунд, пока парашют будет наполняться воздухом).
Лучше всего бросать тормозник еще в горизонтальном или хотя бы в полугоризонтальном положении. В вертикалке от вас такая "тень", что он запросто может не открыться.
6. Как лететь с тормозником.
Чем сильнее вы прибираете ручку, т.е. чем больше ваша скорость, тем сильнее у вас снижение (сопротивление зависит от скорсти квадратично). Если вы будете лететь ооочень медленно, тормозник практически не будет действовать, и может опуститься довольно низко.
Таким образом, с тормозником намного проще садится в цель: экранный эффект почти совсем не ощущается (особенно заметно с тормозниками большой площади), хочешь быстрее сесть - ручку прибрал, хочешь дальше улететь - ручку отдал.
7. Как садиться с тормозником.
Как обычно, только немного более резко пихайте ручку. Говорят, с тормозником практически невозможно взмыть, хотя у меня получилось однажды :)
8. Чего боятся.
Самое главное, чего пилоты боятся с тормозником - это случайный переброс тормозника спереди через спидбар. Грозит пикированием или кувырком на низкой высоте.
С этим надо очень аккуратно. При перебросе и последующем открывании тормозника у вас не хватит сил вытащить его обратно, к тому же на низкой высоте убрать руку со спидбара надолго вы не сможете.
Но, есть и хорошая новость: у вас вообще-то хватит собственных сил не дать тормознику задавить спидбар. Если вы не расстеряетесь и будете изо всех сил пихать ручку от себя, то вы так и будете лететь прямо до посадки. Ну, ручку выдать для хорошего срыва не сможете, но скорее всего достаточно безопасно сможете "припузиться". Были такие случаи.
9. Самое главное - как тренироваться.
Если вы планируете использовать тормозник только на маленьких площадках, то безопаснее для вас его не использовать совсем. Отсутствие регулярной практики приведет к корявому и неоправданному использованию тормозника.
Необходимо регулярно использовать тормозной парашют. Но не всегда - иначе вы разучитесь садиться без него. Хорошо, если отныне вы будете использовать тормозник в 50% ваших посадок.
И, кстати, при использовании тормозника всегда имейте в голове план Б - что вы будете делать, если тормозник не откроется. И такое бывает, но это уже другая тема.